Новости

Искусствовед — профессия будущего

«Историк искусства никому не нужен. Это не практичная профессия. Работу будет не найти. Знания по искусству нигде толком не применить. Куда вообще устраиваться с таким дипломом?


То ли дело выучиться, например, на инженера! Они нужны и для проектирования самолетов, и на стройке, и детские игрушки могут создавать, и геологам помогать: везде на них спрос! А искусствоведу — только в музей».


…именно так рассуждает большинство людей, и мы их не виним. Рассказываем, зачем становиться «историком искусства», куда идти с этими знаниями и почему искусствовед — профессия будущего.

 

Даже в эпоху «до Интернета» искусствоведческое образование высоко ценилось и применялось в разных профессиональных сферах.

 

Историки искусства были и будут нужны музеям, художественным галереям, аукционным домам и прочим культурным институциям.

 

Кстати, таких институций только в одной Москве около 400, в Петербурге — еще 200, а по всей России счет идет на тысячи. Практически в каждом городе нашей страны есть хотя бы один местный музей, галерея, дом культуры, выставочный центр или что-то аналогичное. И всем им нужны сотрудники.



Только в рамках этих заведений историк искусства может выбирать из широкого списка профессий.

 

Экскурсовод, работник архива, реставратор, организатор выставок (а также лекций, концертов, фестивалей, модных показов), менеджер, администратор, директор, консультант, пиарщик и т.д.

 

Культурные институции нуждаются в профессионалах разного рода, но их объединяет общее качество: необходимо разбираться в искусстве, и чем глубже вы это делаете, тем большую пользу сможете принести.

 

Даже если сосредоточиться исключительно на знаниях по истории искусства, у вас есть две большие дороги. Теория (весь спектр исследовательской деятельности при музеях или институтах) и практика (организация выставок и музейных предприятий).

 

Второе и огромное поле деятельности для искусствоведов — арт-бизнес. Сейчас появляется все больше людей, у которых есть деньги, возможности и желание коллекционировать искусство. Им не обойтись без специалистов: в первую очередь, экспертов-оценщиков и арт-дилеров.



А сами сделки совершаются на аукционах и ярмарках искусства — которые тоже организовывают люди с образованием в сфере искусства.


Кстати, помимо фактических знаний по истории искусства, специалисты этой профессии овладевают навыками soft skills, которые актуальны для практически любого рода деятельности. В процессе обучения будущий историк искусства:


  • учится работать с разными источниками и обращаться с архивами
  • развивает критическое и креативное мышление
  • овладевает навыком публичных выступлений
  • постигает умение работать с бюрократическими институциями
  • ведет переговоры с самыми разными людьми 


То есть, это люди, которые с одной стороны умеют получить данные из источника, датируемого 13 веком и написанным на староанглийском, с другой — победить все формы, справки и согласования, требуемые, чтобы привезти картину из одного музея в другой, а с третьей — суметь убедить художника выступить на мероприятии и проследить, чтобы тот пришел в назначенное время и готовым к общению.

 

Но, конечно, самое приятное в современном искусствоведении это осознание: историк искусства — профессия будущего.

 

Просто потому, что она тесно связана с другими профессиями будущего.

 

Во все времена искусство первым отражало существующую реальность или предвосхищало будущее. В 15 веке да Винчи пользовался самыми последними ноу-хау, изобретал свои и внедрял все это в произведения искусства. В 21 веке художники продают на аукционах созданные ими цифровые изображения, а кто-то покупает картины, «нарисованные» искусственным интеллектом.

 

Новое искусство необходимо изучать. Знакомить с ним людей. Помогать понять его и разобраться в современных трендах.

Всем этим занимаются искусствоведы: люди, которые понимают, как от пещерных рисунков мы пришли к видео-арту, digital- и NFT-искусству.



Еще одно огромное поле деятельности, где не обойтись без искусствоведов — это консультирование. Искусство часто становится источником вдохновения для людей разных профессий. Например, видеопродакшн давно уже мировой тренд: и теперь люди снимают не только кино и сериалы, но и клипы, ролики для социальных сетей и прочие видео.

 

Чтобы делать такую работу хорошо, нужно уметь считывать архетипичные образы из области искусства. Понимать, как работает композиция и форма, какие интересные цветовые решения можно позаимствовать у художников и т.д. Поэтому без специалиста никак не обойтись.

 

Знания о том, как работают визуальные образы, применимы не только в видеопродакшене. Это справедливо и для рекламы всех форматов. Топ-менеджеры крупных компаний уделяют большое внимание продвижению и позиционированию своей продукции. И консультируются с экспертами, которые понимают, как те или иные образы считываются разными людьми разных культур.

 

Отдельный модный тренд, где никуда без историков искусства — шоу, фотосессии и клипы медийных личностей или брендов. К искусству обращаются все: от снимающих «по схемам художников» свою рекламу Reebok и GUCCI до певицы Манижи, чей номер на Евровидении был вдохновлен картинами авангардистки Натальи Гончаровой.



Не стоит забывать и про все остальные профессии, связанные с визуалом. Знание истории искусства пригодится и гейм-дизайнеру, и модельеру, и фотографу, и ландшафтному дизайнеру, и организатору свадеб и вечеринок.


Искусство всегда поражало людей — своими идеями, находками, решениями. Новаторством, взрывом эмоций и новым взглядом на привычные вещи. Искусствоведы знают, как это работает и почему, и умеют буквально переносить «вау-эффект» с картины в нашу с вами реальность.

 

Но самая удивительная сфера, которая остро нуждается в искусствоведах — это IT. 

Людей все больше захватывает желание находиться в VR, виртуальном пространстве. Для того, чтобы создать искусственный, но привлекательный для человека мир, необходимо понимать — из чего строится приятная нашим чувствам гармония, что нас цепляет, как сделать виртуальную реальность действительно поразительной и дать максимум впечатлений пользователю.

 

IT-специалисты могут спроектировать это пространство, но наполнить его — работа человека, который может разобрать красоту нашего мира на составляющие, как конструктор, и объяснить, как перенести его по детальке в виртуальность.

 

Искусство существовало во все эпохи, в самые темные и в самые светлые времена. Искусство не прерывается ни на секунду. Оно одновременно помнит о прошлом, живет в настоящем и смотрит в будущее. И ему не обойтись без людей, которые умеют говорить на его языке. Тех, кто его понимает, знает и бережет.

 

Имя этих людей — искусствоведы, историки искусства. Хотите стать одним из них?..




Вернуться в Академию OP-POP-ART >>