“Дикари” или “немецкие дикие” — так их окрестило общество. Про “Мост” говорили, что они вдохнули “опасную жизнь в страну”. Они вели распутный образ жизни, поклонялись ярким краскам и тотальной свободе выражения. Но нельзя забывать, что именно они стали родоначальниками экспрессионизма.
Э. Кирхнер групповой портрет участников группы "Мост" (1926 -1927) Фрагмент.
В 1905 году четверо молодых художников (всем не больше 25 лет) организовали группу «Мост». Название группы связано с цитатой из Ницше: “Человек есть мост”. Но, конечно, они не могли отрицать все искусство. «Мостовцы» были неравнодушны к готике, средневековым и японским гравюрам (откуда взяли форму), к Ван Гогу, Матиссу и Гогену (откуда взяли цвет). И во всё это они привнесли новые смыслы.
Участники группы обращались к красоте хаоса, бурным эмоциям и чувствам. Они считали, что нужно изображать не внешнюю оболочку мира, а внутреннюю. То, что можно только ощутить. Чаще всего на полотна они выплескивали негативные эмоции: от тревоги и страха до нервозности и психопатии.
Э. Нольде "Маски" (1911) Фрагмент.
Их картины истерично «кричат» своими грубыми сочными мазками, жесткими контурами, ломаными линиями и яркими цветами. Многие образы даже сейчас смотрятся вызывающе, от них хочется отвести глаза: от совсем юных обнаженных девушек, от женщин легкого поведения и ночных плясок при свечах.
Э. Нольде "Танец среди свечей" (1912)
Чтобы воплощать это безумие в работах, нужно жить в нем. Поэтому художники группы «Мост» уезжали на лето в домик у озер Морицбурга со своими натурщицами, развлекались там и занимались живописью. К этому времени в группе «Мост» было уже 75 членов.
Э. Кирхнер "Девушка с японским зонтиком" (1909) Фрагмент.
Через 5 лет основным членам группы надоел провинциальный Дрезден, и они решили поехать в столицу, в Берлин. Это было начало конца. В Берлине художники охладели друг к другу. Они все реже собираются группой, теперь по двое или трое, а то и вовсе в одиночку. А в 1913 году Эрнст Кирхнер пишет книгу «Хроника ГХ “Мост”», которая поставила жирную точку в отношении художников. Кирхнеру не смогли простить его самовосхваление и выпячивание своей значимости в деятельности «Моста».
Надо сказать, что Кирхнер был действительно одной из ключевых фигур в «Мосте» (но ему, пожалуй, не стоило этим хвастаться). Сейчас его признают основателем экспрессионизма. Все его картины написаны нарочито просто, он деформировал фигуры и обожал яркие несочетающиеся цвета.
Э. Кирхнер "Франци перед резным стулом" (1910)
По его мнению, картины не должны отображать реальную действительность — они должны передавать ощущения художника. Поэтому предметы на его картинах только намекают на свои прототипы, но не являются ими. Посмотрите на его женские портреты с зелеными лицами. Разве так выглядит нормальная женщина? Они больше похожи на африканские маски, а не на юных барышень.
По иронии судьбы с приходом Гитлера к власти в 1933 многие «мостовцы» попали в немилость, несмотря на то что они были истинными патриотами и хотели возродить дух немецкого искусства.
Э. Нольде "Распятие" из цикла "Жизнь Христа" (1911 - 1912) Фрагмент.
В 1937 году творчество Эрнста Кирхнера и других «мостовцев» было объявлено «дегенеративным». В лучшем случае их работы конфисковывали и прятали в запасниках, в худшем — уничтожали. Для художников это было сильным ударом. Кирхнер так и не смог оправиться от него и в 1938 году покончил с собой.